Заказать звонок
(812) 642-05-43 многоканальный
  • Главная
  • \
  • Дополнительная информация
  • \
  • Новости отрасли
  • \
  • "Платон" мне друг, иль кто за все ответит?
  • "Платон" мне друг, иль кто за все ответит?

    Новая система взимания платы с грузовиков определенного тоннажа до сих пор вызывает не утихающие споры и протесты со стороны водителей и владельцев крупнотоннажного грузового транспорта. Специалисты отмечают, что сама идея «Платон» благая, ведь перегруженный транспорт разрушает дорожные покрытия быстрее и существенно увеличивает расходы на их содержание и ремонт. Однако механизм внедрения и множество подводных камней приводят к тому, что в конечном итоге страдают дальнобойщики и руководители логистических компаний.

    Гражданское общество на страже защиты прав россиян

    В конце мая Конституционный суд РФ принял решение, которое подняло волну новых протестов. Саму систему решили оставить, но предписали четко прописать все правила и нормы по взиманию платы и поведению на дрогах для грузовиков свыше 12 тонн.

    «Платон» мне друг, но истина дороже?

    Возмущение работников сферы грузоперевозок можно понять, ведь именно на их плечи чаще всего ложится непосильное бремя оплаты. Многие мелкие перевозчики были вынуждены закрыть свои компании, а сами дальнобойщики просто лишились работы.Владимир Дерюгин, один из протестующих дальнобойщиков, рассказывает о нелегкой жизни своих коллег, относя к началу «трудных времен» увеличение акцизов на дизельное топливо (2012 год). Он сетует на то, что правительство не выполнило обещанной ликвидации транспортного налога, тем самым вдвое увеличив транспортные расходы владельцев грузовиков. А по некоторым подсчетам, из-за увеличения цен можно считать, что ставка налогов поднялась практически втрое.

    Также отмечается, что цены различных запчастей, колес и расходных материалов выросли в 2.5 раза, а цены на услуги дальнобойщиков остались практически на прежней отметке. Сегодня крайне невыгодно поднимать цены, ведь кризис ощущают все отрасли экономики и вряд ли у кого-о будет возможность оплачивать полную стоимость услуг перевозки. Поэтому работники транспортной сферы вынуждены работать за ту оплату, которую им предлагают прижимистые заказчики.

    Также наличие крупных перевозчиков, которые могут себе позволить демпинг, средние и мелкие компании вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции, постоянно сбивая цену.

    Теневые схемы работы: кто виноват и что делать

    Естественно, что новый транспортный сбор не вызывает всеобщего восторга. По самым скромным и беглым подсчетам Владимир Дерюгин при таких условиях должен выделить в год на все налоги и топливо порядка полутора миллионов рублей за одну машину. Чистой прибыли остается около 600000 рублей в год. Если добавить ко всем налогам «Платон» с его тарифом в 3.06 рубля за километр, то на средний расход в 100000 километров в год потребуется выделить еще 200000 рублей. Таким образом, доход семьи каждый месяц будет составлять 15000 рублей.

    Все это порождает все новые вопросы. Например, вопрос о не совсем легальном бизнесе. Многие работники отрасли считают, что при таких условиях правительство невольно толкает их в теневую сферу. Тут либо путь разорения и перехода в новую сферу деятельности, либо применение «серых» схем. И это кажется вполне логичным, так как работающий человек не может отдавать государству больше, чем получает.

    Кто хочет заработать на протесте?

    Проблема усугубляется и тем, что между профсоюзами, государственными органами, частными общественными организациями и самими дальнобойщиками и владельцами компаний-перевозчиков нет единства. Например, в Санкт-Петербурге 27.05.2016 стартовал автопробег, направленный против внедрения системы «Платон». Мероприятие продлится месяц и по расчетам организаторов должно собрать огромное количество откликов неравнодушных людей.

    Однако некоторые аналитики считают, что такой способ выражения протестных настроений является всего лишь способом заработать политические дивиденды на беде людей. Координатор общественного движения «Дорога жизни» Александр Расторгуев говорит о том, что данные пробег не имеет смысла. Во-первых, по его мнению, любой социальный протест должен приносит определенный дискомфорт органам государственной власти. Так он привлечет гораздо больше внимания и заставит внести данную задачу в первоочередные для решения. Во-вторых, если цель пробега действительно иная, то будет реализована только она, а не поиск справедливого решения для дальнобойщиков.

    А на такие мысли навевает слишком активное участие в мероприятии известного бизнесмена Дмитрия Потапенко. Об этом также говорит тот факт, что он неоднократно заявлял о своих планах войти в состав руководства политической партии «Правое дело» (ныне она носит другое название). А еще четко прослеживается участие некоторых политических сил из администрации Президента. Дело довольно резонансное и массовое, которое просто так не решится, поэтому множество представителей различных политических сил будут стараться приложить к нему свою руку. Расторгуев также отмечает, что его насильно устранили от руководства пробегом и вместо того, чтобы перекрыть движение по МКАД, автоколонну направили по менее значимой автостраде.

    Участники пробега простояли там несколько месяцев, истратив свой протестный запал и разочаровавшись в действиях руководителей акции. Можно понять официальные власти, так как сохранение спокойствия и поддержание безопасности является первоочередной задачей для любого государства.

    Однако получается, по мнению Расторгуева, что о них как будто бы просто все забыли. Сейчас уже к движению присоединились профсоюзные организации, так как стало ясно, что этим дело не ограничится и просто так никто из участников не уйдет. А поскольку теперь органы власти должны реагировать и реагировать публично, то это неплохой шанс для различных сил и группировок войти под видом оппозиции в правительство на предстоящих выборах. И если «ТИГР» не начнет действовать и решать проблему, то другие силы с радостью подхватят выпавшее знамя.

    Другие мнения: смогут ли дальнобойщики сами отстоять свои права

    В середине апреля этого года несколько сотен дальнобойщиков из более, чем тридцати регионов Российской Федерации выбрали главу нового общественного объединения «Объединение перевозчиков России» (ОПР). Андрей Бажутин, который принимал активное участие в работе протестного лагеря в Химках, имеет полное представление о настроениях протестующих и их требованиях. Он считает, что до этого случая ни одно из существующих на сегодняшний день движений и организаций водителей не решало реальных задач. Никому из них как будто не были интересны проблемы рядовых дальнобойщиков.

    Но Бажутин призывает к сдержанному и цивилизованному протесту, а не к сжиганию покрышек или прочим проявлениям вандализма и хулиганства. Он хочет показать властям, что граждане могут сами собираться в профессиональные объединения и с честью отстаивать свои права.

    Самым главным исходом данной акции может быть даже не столько упразднение или изменения в системе «Платон», сколько создание эффективной системы взаимодействия между властями и общественными организациями граждан. Именно так и работает гражданское общество во всем мире. Только развивая «третий сектор» неправительственных организаций и движений, можно добиться надзора за соблюдением Конституции и других законов страны.

    Участие представителей ОПР в пробеге говорит о том, что на сегодня создан важный прецедент, когда движение возникло «снизу», а не было навязано «сверху». Это означает, что самосознание граждан достигло такого уровня, при котором требуются новые рычаги взаимодействия с органами власти.

    Результатом автопробега может быть только грамотно составленный документ, который можно будет подать в Министерство Транспорта. Это может быть выражено в коллективной резолюции, а также в проекте поправок к новым законам о взимании платы с грузового транспорта.

    Правда, не все идет так гладко, как хотелось бы. По признаниям очевидцев и самого Андрея Бажутина, во многих городах колонну не пропускает полиция, якобы во избежание возможных беспорядков. Но дальнобойщики других городов, в которые автоколонне удается заехать, утверждают, что полностью разделяют мнение, что нужно менять существующую систему «Платон».

    Также Бажутин отмечает, что все выпады относительно участия Потапенко в данной акции являются неправомерными. Организаторы автопробега четко осознавали, что им необходим профессиональный лидер и оратор, который бы смог повести за собой. А благодаря достижениям Дмитрия, его блистательным выступлениям на различных симпозиумах и форумах стало ясно, что такой человек сможет помочь.

    Реакция на предположения Расторгуева об участии властных структур была довольно резкой, так как Бажутин искренне возмущен подобными предположениями. Средства на пробег собирались самими дальнобойщиками внутри движения, их едва ли хватит до конца месячной акции. На обратную дорогу организаторы надеются собрать деньги уже в городах от присоединившихся воителей и сочувствующих организаций.

    Первые результаты

    И все же, подвижки есть. С декабря понемногу меняются законы в сторону уменьшения штрафов за отсутствие платы по системе «Платон». Правительство решило пока доводить до ума саму систему и дать шанс дальнобойщикам перестроить режим своей работы. Сумма штрафов снизилась практически в 90 раз.

    Именно для этих целей в феврале был продлен период действия льготного тарифа на проезд по системе «Платон». Причем, конечный срок так и не был указан. А уже в апреле сего года был внесен законопроект о поправках в Налоговый кодекс. При его принятии «Платон» и ранее оплаченный транспортный налог станут взаимозаменяемыми, т.е. суммы будут пересчитаны и переведены в счет оплаты ТН.

    Пока что многие считают решение Конституционного Суда всего лишь передышкой, однако нельзя не отметить то, что за несколько месяцев протестов органы государственной власти нашли возможность компромисса с требованиями дальнобойщиков.

    Сегодня всем участникам конфликта есть, над чем поработать и подумать. Создатели системы «Платон» будут вносить в ее работу коррективы, законодательные органы — менять нормативные базы для создания более прозрачных и логичных схем налогообложения, а водители грузового крупнотоннажного транспорта займутся организацией своей работы по новым правилам.

    И, хотя далеко не все участники протеста согласны с решением КС, практически все сходятся во мнении, что битва еще не окончена. Пристальное внимание к действиям государственных органов позволит показать, что гражданское общество в России есть и функционирует. А это означает, что будут четко блюстись гражданские права и свободы россиян. Созданный прецедент в который раз напомнил всем, что на любое действие власти можно получить противодействие, которое будет организовано на законных основаниях.

    Граждане России умеют отвечать на вызовы и показывать цивилизованные методы борьбы за свои права.

    Запросов: 4
    Запросы: [^qs^]
    Время загрузки БД: 0.0013 s
    Время работы PHP: 0.1512 s
    Общее время: 0.1525 s
    Источник данных: cache