Восстановительный ремонт транспортных средств
Приказ Минтранса России от 25.01.2011 N 20
Застраховав гражданскую ответственность владельцев транспортных средств, перевозчик вправе рассчитывать на страховое возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая. Но практика показывает, что страховщики не спешат исполнять принятые обязательства, даже если оценщик объективно рассчитал размер причиненного ТС ущерба. А если оценка занижена? Что делать?
Обратиться к нормативным актам, в которых сказано, как оценить размер ущерба. Один из таких документов - это Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 N 361. Во исполнение его норм Минтранс как раз и утвердил Номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств. Необходимость учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при таком ремонте, полностью соответствует требованиям ст. 15 ГК РФ, поскольку позволяет потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме, исключая неосновательное обогащение с его стороны.
Чтобы дать представление, как пользоваться этим документом, напомним, что размер подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего определяется в размере затрат, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К указанным затратам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, и на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством РФ. Износ начисляется на запасные части, не подлежащие восстановлению в результате дорожно-транспортного происшествия и требующие замены при восстановительном ремонте транспортного средства. При этом размер износа не может быть выше 80% стоимости. Однако на запчасти, поименованные в рассматриваемом документе Минтранса, износ нулевой, то есть страховщикам и оценщикам следует исходить из того, что им придется пересчитывать замену запасной части как новой, сколько бы километров ни прошел автомобиль. Нетрудно догадаться, что нулевой износ установлен автомобильным ведомством для комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых запрещается движение транспортных средств согласно законодательству о безопасности дорожного движения.